ОБО ВСЁМ | Кризис среднего возраста |
В последнее время стала замечать, как изменился муж - стал вялым и безинициативным, никуда его не вытянешь, ни в гости, ни на природу. На все попытки его расшевелть спрашивает: "Зачем? Кому это нужно? Мы всё это уже видели, и там были, и с этими встречались. Какой толк от того, что мы опять туда поедем?" Я вижу, что у него депрессия, но уж очень затянувшаяся. Слышала что-то про кризис среднего возраста, может, это именно то, что с ним происходит? |
Жизнь человека начинается именно с кризиса, кризиса рождения. Первый этап человеческой жизни - это этап формирования доверия у ребёнка к жизни. Спокойствие и уравновешенность, равно как страх и тревога, передаются ребёнку от матери, именно матери, а не отца.
Период до 3-4 лет - этап формирования самостоятельности у младенца. Кризис трёхлетнего ребёнка называется "я сам". Малыш познаёт мир, делаетпопытку самостоятельно пользоваться разными предметами. Это самое лучшее время для того, чтобы научить его одеваться, держать ложку, кормить домашних животных.Если родители предоставляют ребёнку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой. Если же воспитатели проявляютнетерпение и спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность.
Именно у ребёнка появляется чувство вины. Если вы в3-4 года внушаете ребёнку, что он в чём-то виноват, а он этого никак не может понять, не нужно его наказывать. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе занятий (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде), вырабатывают предприимчивость. Если взрослые показывают ребёнку,что он делает что-то неправильно, что его вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувстврвать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь.
Возраст 5-7 лет - развитие инициативности и предприимчивости.
В это время происходит взаимодействие маленького человека с социальным миром. Девочки особенно активно играют "в школу", "больницу", а мальчики в "бандитов" и в "войнушки". В таком возрасте не нужно перегружать ребёнка многочисленными занятиями, как поступают многие родители, пытаясь сделать из своего ребёнка маленького гения.
К 11-12 годам формируется компетентность. Большиству детей в этом возрасте учёба не доставляет никакого удовольствия, они испытывают отвращение к усвоению нового материала. Лучший способ привит ребёнку любовь к учёбе - преподнести учебный материал в игровой форме, постараться приобрести помимо скучных учебников дополнительные вспомогательные книжки и игры, которые разовьют память и будут способны заинтересовать.
С 12 лет до формальной зрелости в человеке формируется сознание, он становится личностью. Подросток созревает физиологически и психически. Тут важно "не упустить" ребёнка. Упущенный подросток выберет негативную идентичность - "врпекизм", это роявляется в форме спротивления родителям, а далее жёнам и мужьям.
Следующий кризис возникает от конца юности до 33-35 лет. Этот возраст называется кризисом первой зрелости. Для него важна близость - не только физическая, но и моральная, способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни при этом потерять себя. Проявление этой стадии может быть и в дружбе, если человек не приобрёл вторую половинку. Те, кто, будучи замкнутым, избегают близости из-за страха утратить своё эго, приходят к полной изоляции от общества и к самопоглощению.
Кризис середины жизни - от 33 до 42 лет - это возраст новой идентичности. В этот период человек осознаёт расхождение желаемого и действительности. Перестраивается организм, меняется темп жизни. Позитивно то, что в сознании человека происходит образование общечеловеческих ценностей, он чувствует себя мудрым и культурным. Среди негативных тенденций наблюдается самопоглощённость, уход в себя, переживание застоя. Человеку кажется, что всё лучшее у него уже позади, что собственная жизнь уже затухает. Многие борются с этими тенденциями, получая второе высшее образование, расширяя сферу деятельности и даже обретая новую семью.
55-65 лет - период стабильности, эмоциональная самоотдача. Возникает желание заботиться не только о своём эмоциональным состоянием, сколько других людей. Это наибольшее проявление интелектуальной и духовной близости, открытости, терпимости к чужому мнению.
Дальнейшая судьба конкретного человека зависит уже от его жизненной позиции. Можно выбрать позицию мудрости, принять прошлую жизнь со всеми победами и поражениями. А можно занять позицию отчаяния, то есть отрицать пройденный этап жизни, мучить и терзать себя. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать другие пути к целостности.