ОБО ВСЁМ | Искусство Бонсай |
ВЕРХ ИСКУССТВА БОНСАЙ - УМЕНИЕ ПРИДАВАТЬ СТВОЛУ НЕОБЫЧНУЮ ФОРМУ, ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ КАК ПРИРОДНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ К СВЕТУ, ТАК И СТАЛЬНУЮ ПРОВОЛОКУ. Существует распространенное, но ошибочное представление, что для создания бонсай, дерево уродуют и подвергают лишениям. На самом деле его просто формируют обрезкой и изменением положения и направления ветвей, что происходит и в природе. Это древнее искусство состоит в воссоздании в миниатюре естественных, но не слишком часто встречающихся форм дерева. Создание бонсай требует внимательного отношения к природе, наблюдательности, художественного вкуса и терпения. |
БОНСАЙ - собственный лес, парк или сад, уместившийся на вашем подоконнике или даже рабочем столе, в виде карликовых деревьев, растущих в миниатюрных плошках. Уточняю, это не денежное дерево, полюбившееся в последние годы желающим разбогатеть россиянам. По названию нетрудно догадаться, что придумали его японцы, любящие природу странной любовью. По их мнению, она должна быть ручной, но очень похожей на дикую. Бонсай - именно такой случай.
Кто и когда вырастил первый бон-сай — не известно. Скорее всего, японский путешественник или купец, которого нелегкая занесла на территорию нынешней России в зону тундры, где он и увидел карликовые деревья. Чтобы не быть голословным, рассказывая о далеких землях, он прихватил с собой парочку таких березок. Деревца понравились японцам, и они начали экспериментировать с ними на своих островах. Результат не заставил себя ждать. Уже в XIV веке художник изобразил на свитке людей, восхищающихся карликовым деревом. Смею предположить, что это и был первый бонсай, «сфотографированный» для истории. В течение последующих нескольких столетий выращиванием бонсаев занимались самураи и буддийские монахи. Но в конце XVIII века увлечение стало модным, а потому — повальным. Чуть ли не каждый японец считал своим долгом поработать над саженцем так, чтобы дерево превратилось в произведение искусства. Стали проводить выставки бонсаев, семинары по обмену опытом, курсы для начинающих. Чем стремительнее урбанизировались японцы, тем больше их тянуло к выращиванию карликовых деревьев. Ведь это действительно красиво и в то же время очень напоминает дикую природу.
В принципе, бонсай можно сделать из любого дерева. Чаще берут вечнозеленые, а в наших краях — сосну, ель, пихту, кедр, лиственницу. Они зимой и летом одним цветом, а с возрастом их стволы приобретают интересную форму, обычно утолщаются в несколько раз и искривляются самым странным образом. Но причудливый вид придают и листопадным деревьям: клену, ясеню или даже яблоне, груше, вишне, сливе... С некоторым запаздыванием осенью и с опережением весной они повторяют годовой цикл деревьев, растущих по другую сторону окна. Кроме того, фруктовые саженцы плодоносят, правда, урожай у них тоже карликовый.Если вам приходится подолгу жить вдали от родины, бонсай из любимой березки сделает ностальгию не такой острой. А карликовая секвойя, наоборот, напомните местах, где вам довелось или очень хотелось побывать.
Обычно бонсай выращивают из черенка. Его сажают в простой глиняный горшок, только большой, чтобы корни разрослись, удобряют и поливают, а раз в два года пересаживают. Пересадку лиственного дерева проводят перед набуханием почек. Через четыре-пять лет, когда высота растения достигнет десяти-двенадцати сантиметров, из него делают бонсай. Для этого деревце вынимают из горшка, срезают корни, растущие вверх, и толстые старые, направленные вниз, оставляя только молодые тонкие, хорошо впитывающие воду. Благодаря таким подрезкам ствол начнет утолщаться. Для большей устойчивости растения в емкости к плошке прикрепляют стальную проволоку, затем засыпают землей и застилают зеленым мхом. Бонсай готов. Остается только поливать его каждый раз, когда земля высохнет (в жару - чаще).
Но это еще не все. Верх искусства бонсай — умение придавать стволу необычную форму, для чего используют как природное стремление растений к свету, так и стальную проволоку, при помощи которой деревце растет в нужном направлении. Особый шик — бонсай, растущий горизонтально или свисающий вниз, а также имеющий несколько стволов из одного корня. Если такое дерево расположить в расщелине камня, то у вас на подоконнике появится собственный горный утес. А если закрепить корни проволокой в виде шара и пришить к ним мох, то получится последний писк бонсайской моды: карликовое дерево без плошки на маленькой подставочке. Такое украшение держат даже на рабочем столе. Причем оно благоприятно влияет не только на вас, но и на ваш бизнес: почему-то принято думать, что любитель прекрасного не можетбыть подлецом.Деловые партнеры, увидев это произведение искусства, наверняка проникнутся к вам доверием.
В заключение напомню, что сейчас считается хорошим тоном дарить живые цветы в горшочках или бонсай.
Формирование вертикального стиля бонсай путем обрезки.
Первая обрезка формирует будущий ствол, его направление, определяет высоту и положение первой ветви, а также общую высоту миниатюрного деревца (рис. 1).
Здоровый однолетний сеянец образует обычно две почки, которые ближе всего располагаются к месту обрезки. Побег, развивающийся из верхушечной почки, становится продолжением ствола; из почки, расположенной ниже, формируют первую боковую ветвь (рис. 2); другие почки (если они есть) и появляющиеся из них побеги полностью удаляют. Боковую ветвь укорачивают на 1/3, если ее длина совпадает с высотой деревца. Аналогично формируют вновь образующиеся побеги.
В случае, если последующая часть ствола по своей длине минимум в два раза больше расстояния от поверхности субстрата до первой ветви, обрезку следует выполнить повторно (см. рис. 2). При этом ствол должен получиться немного короче оставшегося после первой обрезки.
Следующий этап выполняется таким образом: вторая почка сверху противостоит направлению роста первой ветви, из нее развивается вторая боковая ветвь (рис. 3), в то время как почка, находящаяся ближе всего к месту обрезки, снова формируется как часть, удлиняющая ствол, и при достижении соответствующей длины вновь обрезается. Так же создается третья боковая ветвь (рис. 4). При регулярной обрезке складывается определенный ритм развития ветвей, обеспечивающий попеременный рост боковых ветвей слева и справа (рис. 5). Одновременно при каждой новой обрезке удается задать дереву такой «ритм» роста, который определит позднее его внешний вид.
Полив
Из-за ограниченных размеров горшка с растением, забота о бонсаи может быть довольно сложной. Глубокие контейнеры часто не позволяют корневой системе развиваться правильно, а полив такого растения превращается в тяжёлую работу. Различные техники полива включают либо прямое орошение из поливочного чайника или банки, либо погружение ёмкости с бонсаи в большую тару, наполненную водой. Некоторые виды растений могут переносить периоды засухи, а другие требуют почти постоянного полива. Если оставлять почву сухой или поливать слишком часто, можно получить загнившее растение или убить его корневую систему. Солнце и ветер могут быстро высушить почву, поэтому растения, находящиеся снаружи, нужно ежедневно проверять и поливать при возникновении такой необходимости. Почва вообще не должна становиться сухой, даже на короткий срок. Часть используемых в бонсаи растений никак не показывают недостаток воды в почве, оставаясь зелёными даже когда их корневая система полностью уничтожена.
Поддержание влажности воздуха
Для поддержания необходимого уровня влажности растения опрыскивают несколько раз в день, при этом с листьев смываются частички пыли. Часто для имитации травы поверхность почвы покрывают мхом, который требует ежедневного опрыскивания и хорошей влажности воздуха.
Пересадка
Пересадка растенияБонсай обычно пересаживают примерно раз в два года весной, как раз перед тем, как они начнут сокодвижение после зимней «спячки». Чем моложе растение, тем чаще его пересаживают. Это предотвращает обрастание корней вокруг горшка изнутри и провоцирует рост. При пересадке часть корней подрезается. Так же пересадка — необходимое средство при загнивании корней. Растение извлекают из плошки, осматривают поврежденные корни и удаляют их.[4]
Формирование
Для уменьшения размера дерева существуют различные методы. Сезонная подрезка часто является залогом успеха, однако если сделать её неумело, можно погубить дерево. Большинство применимых в бонсай видов деревьев могут быть деформированы с помощью медной или алюминиевой проволоки. Некоторые деревья не поддаются такому формированию, их вид изменяют главным образом с помощью подрезок. Чтобы создать видимость старого дерева, иногда используют мёртвые деревья, «дзин» и «сяри». Их получают, отрезая ветку от ствола живого дерева и сдирая кору со всего ствола или частично (сяри), создавая видимость естественных шрамов на дереве. Эти методы должны быть использованы с большой осторожностью, потому что такие действия могут привести к заражению дерева. Также нельзя сдирать цельное кольцо коры со ствола, иначе в дереве нарушится сокодвижение.
Перевязка
Лигатура — проволока, с помощью которой побегам придают необходимое направление. Перевязка деревьев — один из самых сильных способов управления формой дерева. Лучшее время для перевязки — весна и осень. Иногда к ветвям подвешивают груз для создания изгибов и узлов и эффекта старости. Хотя перевязка проволокой осуществляется весьма туго, в дерево проволока ни в коем случае врасти не должна. Снимают проволоку, разрезая её на мелкие кусочки, а не просто раскручивая. Толщина проволоки должна быть пропорциональна толщине ветки. Вместо очень толстой проволоки можно использовать пару скрученных проволочек потоньше. Нельзя допускать скрещивания проволоки. Лучше постепенно оплетать ствол снизу вверх в течение нескольких месяцев.
Обрезка
Обрезка является необходимым способом формирования бонсай. С её помощью решают несколько задач: уменьшают размер растения, формируют расположения скелетных ветвей, стимулируют рост новых побегов. Можно выделить несколько видов обрезки. Формирующая обрезка — вырезка крупных скелетных ветвей, усечение ствола, формирующие «основу» дерева Подрезка веток уменьшает их длину и стимулирует образование новых точек роста, стимулирует ветление. Стрижка побегов формирует очертание кроны растения Прищипка (пинцирование) служит для ограничения роста побега Обрезка листьев (дефолиация) служит для обновления кроны, при этом количество листьев увеличивается и уменьшается их размер Подрезка корней необходима для обновления и формирования корневой системы
Расщепление
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его следующей информацией: Как расщепить ствол дерева и зачем это надо.
Формирование толщины ствола
Для придания растению пропорций взрослого дерева необходима достаточная толщина ствола, получение толстого ствола — одна из самых распространённых задач при создании бонсай. Существуют следующие методы: Сращивание нескольких растений, при этом могут быть сняты участки коры и стволики сплетены в жгут или косичку. Это особенно применимо к гибким растениям с толстой корой, например, фикусам.[2] Интенсивная агротехника
Расположение и зимовка
Некоторые деревья требуют особой защиты зимой, и интенсивность техник, используемых в холодное время, зависит прежде всего от того, насколько дерево адаптировано к климату. Если у растения есть период спячки, то ни в коем случае нельзя её прерывать, особенно у лиственных растений. Чтобы уберечь растение от холода снаружи, его можно поместить в дополнительную ёмкость или покрыть землю в горшке слоем перегноя, доходящим до первой ветви. Вопреки общественному мнению, бонсаи может стоять и внутри дома, если получает достаточно света. Клён или сосна могут расти и снаружи, и в помещении, однако у них есть период сна. Многие деревья нужно сначала растить в комнате, а потом перенести в сад. Японская чёрная сосна и некоторые другие виды, являясь наружными деревьями, могут выжить в комнате, хотя их лучше помещать в холодную комнату или даже в особый холодильник. Чтобы убедиться в правильности положения дерева, нужно проследить за освещённостью и условиями в холодный сезон. Для обеспечения этого часто можно просто открыть окно, но не в случае проживания в очень холодных местностях. На самом деле нет полностью «внешних» деревьев. Все холодоустойчивые деревья, после помещения их в тепло, акклиматизируются через некоторое время.
Почва и горшок
Горшки для бонсая. Некоторые любители используют только неорганические почвы, другие — обычные, третьи — обильно удобряют землю реагентами, и все эти техники имеют право на существование. Все почвы для бонсаи должны быть лёгкими и пропускать воду, чаще всего берут смесь на основе гравия, керамических черепков, коры, грубого песка, вулканической глиняно-пемзовой почвы или кокса. У каждого горшка должны быть дренажные отверстия, чтобы лишняя вода могла просочиться в поддон. Каждое такое отверстие должно быть прикрыто керамическим черепком или кусочком пластика, во избежание высыпания почвы. В бонсай применяют глазурованные (блестящие) и неглазурованные, разноцветные или гладкие горшки. Для более формальных композиций выбирают остроугольные прямые контейнеры; для вечнозелёных деревьев — неглазурованные. Важно, чтобы цвет горшка подходил к цвету растения. Гончарная индустрия развита по всему миру, однако выделяют особо искушённых в этом искусстве мастеров древнего Китая и Японии, чьи горшки собирают коллекционеры. Хотя коллекционеры также высоко оценивают горшки европейских мастеров, например, Байрона Олбрайта и Гордона Даффета.